Потребительский пессимизм у петербуржцев. Почему так?

События, связанные с СВО, в том числе проведение частичной мобилизации, поубавили позитив у жителей Северной столицы.

Горожане сделали выбор в пользу экономии и отложили крупные покупки до лучших времен. Кроме того, некоторые начали ремонтировать старые вещи, а не приобретать новые.

По мнению экспертов, такое падение спроса на фоне мобилизации рискует перейти в затяжной кризис.

По данным Петростата, в сентябре жители Северной столицы потратили в магазинах 157,6 млрд рублей, что в сопоставимых (очищенных от инфляции) ценах на 17,9 % меньше, чем за тот же месяц 2021 года.

Основной спад пришелся на одежду, технику и товары для дома - петербуржцы потратили 99 млрд рублей, что на 27,4 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Накопленное падение за 9 месяцев - 15,8 %.

Авторынок является еще одним доказательством данного явления. Петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota продолжают оставаться в простое с весны, большинство иностранных марок тоже приостановили выпуск и импорт своей продукции.

По данным Автостата средняя стоимость автомобиля по стране с начала года выросла на 19 % и составила 2,29 млн рублей. По итогу, из-за высоких ставок упал и спрос на автокредиты и соответственно продажи тоже просели.

Что касается бытовой техники, то цены на нее после резкого роста весной стабилизировались, а средний чек в сентябре по сравнению с мартом упал на треть. В итоге общее подорожание с начала года составило 8,1 %.

В продовольствии картина прослеживается следующая. Совладелец сети “Реалъ” Александр Мышинский отмечает, что люди стали заниматься черри-пикингом (англ. cherry picking — сбор вишенок), то есть заходят в несколько магазинов, покупая в каждом то, что дешевле, чем у других. Число промо-акций почти вернулось к показателям до начала спецоперации и даже превысило его, отмечает предприниматель.

Чтобы переломить новый тренд эксперты считают, что правительству нужно работать с ожиданиями граждан: например, обнародовать план развития экономики в новых условиях. Спрос также могут поддержать целевые адресные выплаты.

В ресторанном бизнесе, владельцы тоже обеспокоены, ведь после начала мобилизации случился настоящий провал. В конце октября-начале ноября продажи перестали падать, но здесь повлияли школьные каникулы и туристы, которые приехали на ноябрьские праздники, считает совладелец “Теремка” Виталий Свидовский. Но, по его словам, о восстановлении говорить преждевременно: после небольшого роста снова начался спад.

В сфере услуг свои изменения: в сентябре этого года петербуржцы потратили на услуги 57,1 млрд рублей, что на 3,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вероятно, этот тренд является определяющим и сейчас. Во всяком случае, в январе-сентябре самую внушительную динамику показали сфера культуры (+29,8 %), туризм (+17,3 %), гостиницы (+7,3 %), транспорт (+12,2 %). Подросли и расходы на коммуналку (+8,6 %) — при чем речь все еще идет о сопоставимых ценах, то есть из динамики уже вычли инфляцию.

А вот траты на бытовые услуги выросли за девять месяцев на 4,9 %. Самый заметный рост показали расходы на изготовление и ремонт мебели — на 70 %. Незначительно выросли расходы на ремонт бытовой техники и приборов (+1,4 %), зато на обслуживание машин стали тратить меньше (-1,9 %).

Кроме того, несмотря на ситуацию вокруг, горожане стали чаще ходить в парикмахерские и косметические салоны - оборот от этих услуг вырос на 6,8 %. Но это касается более бюджетных точек.

Однако премиальные салоны красоты столкнулись с тем, что их клиенты уехали из страны. “Показатели росли до сентября, мы радовались что вот-вот выйдем на обороты 2019 года. Но последние 10 дней сентября убили все. Ситуация хуже, чем в ковид”, — говорит омбудсмен отраслевой Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты в Петербурге Лялья Садыкова.

По данным ассоциации, в сентябре с падением оборотов столкнулись 84 % предприятий индустрии красоты. У половины снижение в пределах 10–20 %.

Потребительский спрос является одним из важнейших макроэкономических показателей, он прямо влияет на сроки достижения нижней точки спада экономики и скорость ее восстановления в ближайшие кварталы.

Но нужно признать, что вряд ли этот процесс будет быстрым, ведь остаются риски для экономики и, как следствие, для занятости и доходов, может начать расти инфляция и слабеть курс, компании продолжат оптимизировать расходы на труд.

Все это означает, что устойчивых драйверов для доходов населения в перспективе 2023-2024 годов и далее не так много, даже если спрос начнет повышаться после кризисного провала.

Чижик

Recent Posts

Фестиваль «В Арктике – жить!» пройдет в музее «Ледокол Красин»

Для зрителей организуют интерактивные площадки. С 10 по 11 мая в петербургском корабле-музее «Ледокол Красин»…

59 минут ago

Цены на кофе в России поднимутся на 15–25%

Причина во втором подряд неурожае во Вьетнаме и сломанной логистике. В ближайшее время минимальный ценник…

2 часа ago

В России расширят список данных о пользователе для передачи в МВД

Речь идет о номерах сетевых портов. Минцифры РФ предложило расширить список информации о пользователях, которая…

3 часа ago

Два фестиваля корюшки пройдут в Петербурге

Мероприятие состоятся на вторые майские праздники. В Северной столице с 9 по 12 мая пройдет…

3 часа ago

В Петербурге заметили отток трудовых мигрантов

Число соискателей снизилось на 60%. С начала апреля текущего года в Северной столице заметно снизилось…

3 часа ago

Сцены для фильма «Берлинская жара» снимут в Петербурге

Для этого ограничат проезд по некоторым улицам. С 9 по 12 мая в Петербурге пройдут…

3 часа ago